Сегодня – 26 Сентября 2017, Вторник
идеи бизнеса
примеры бизнес-планов
исследования

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-83-24 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-16-31

Карьерные возможности женщины в сфере бизнеса

Описание исследования

Цель
Выявить возможности и проблемы карьерного роста женщин в бизнес сфере, а также рассмотреть динамику карьерных возможностей женщин в 2008-2010 гг.

Характеристика выборки
Руководители отделов кадров крупных отечественных и зарубежных компаний, работающих в России, из них: 29% – сектор услуг и торговли, 25% – финансовая сфера, 17% – производство промышленных товаров, 12% – производство товаров народного потребления, 8% – телекоммуникации и высокие технологии, 5% – энергетический сектор, 4% – другое 68% компаний имеют подразделения в регионах России. Средняя численность сотрудников в опрошенных компаниях 4 400 человек. Около 44% всех сотрудников опрошенных компаний составляют женщины.

Сроки проведения исследования – январь-февраль 2010 года 76 компаний приняли участие в исследовании

Исследование проведено методом заочного анкетирования.

Основные результаты

  • В целом доля женщин на руководящих постах за последние три года увеличилась, традиционно высока доля женщин среди главных бухгалтеров, директоров по персоналу и финансовых директоров.
  • Женщины работают в одной компании дольше, чем мужчины.
  • Для успешного карьерного роста женщин особенно важны исполнительность, адаптивность, умение выстраивать отношение с коллегами.
  • В 4/5 компаний нет различий в уровне заработной платы мужчин и женщин, занимающих одинаковые позиции.
  • Лишь у 8% компаний есть структуры, защищающие права и интересы женщин.
  • Наиболее распространенными программами для женщин (в том числе с детьми) являются гибкий рабочий график, медицинская страховка для семьи, возможность частично работать из дома.
  • Почти у 90% компаний отсутствуют программы адаптации/повышения квалификации женщин, вернувшихся из декретного отпуска.
  • Более половины компаний производят женщинам дополнительные выплаты при рождении ребенка, сверх установленных трудовым законодательством.
  • За последний год заметно увеличилась доля женщин, которые уходят в декретный отпуск менее чем на 12 месяцев.

Доля женщин на руководящих постах

  • В целом доля женщин на руководящих постах за последние три года увеличилась.
  • Традиционно высокой остается и продолжает расти доля женщин на таких постах как главный бухгалтер, директор по персоналу, финансовый директор.
  • Среди директоров по маркетингу доля женщин за последний год несколько снизилась.
  • Достаточно низок процент женщин на таких позициях как директор по производству, генеральный директор, председатель совета директоров, президент.
200820092010
Главный бухгалтер 73 % 76 % 93 %
Дир.по персоналу 63 % 62 % 70 %
Финансовый директор 28 % 39 % 48 %
Дир.по маркетингу 24 % 48 % 36 %
1-й зам ген.директора 15 % 24 % 24 %
Дир.по производству 20 % 5 % 11 %
Генеральный директор 9 % 4 % 9 %
Председатель совета директоров 0 % 0 % 4 %
Президент 9 % 0 % 3 %
Всего 32 % 38 % 39 %

Доля женщин среди вновь назначенных и покинувших компанию руководителей

Если в течение прошлого года доли женщин пришедших и покинувших руководящие посты в компаниях были одинаковыми (по 40%), то в текущем году доля женщин покинувших руководящие посты была меньше доли назначенных (26% против 30%).

Ограничение приема женщин на работу

Подавляющее большинство представителей компаний заявило о том, что в их организациях не существует ограничений по приему на работу женщин.

Существует ли в политике по найму Вашей компании такое понятие, как ограничение на прием на работу женщин?

  • ДА — 3%
  • НЕТ — 95%
  • Затрудняюсь — 2%

Продолжительность работы в одной компании и на одной позиции

  • Женщины являются более лояльными сотрудниками: в 37% опрошенных компаний они работают в среднем дольше, чем мужчины.
  • В 13% опрошенных компаний мужчины меняют место работы реже.
  • В то же время в почти половине (43%) опрошенных компаний женщины дольше находятся на одной и той же позиции без продвижения по карьерной лестнице.

Продолжительность работы в одной компании и на одной позиции

Факторы успеха карьерного роста

  • По мнению опрошенных, во многом факторы карьерного успеха совпадают у женщин и мужчин, но женщинам в большей степени, чем мужчинам, для успешного профессионального роста необходимы исполнительность, адаптивность, умение выстраивать отношение с коллегами, семья.
  • Интересно, что образование оказалось только на пятом месте «по важности» для карьерного роста женщин.

Насколько перечисленные ниже факторы способствуют продвижению по карьерной лестнице женщин/мужчин в Вашей компании?, % респондентов, отметивших фактор, как «крайне важный» и «важный»

МЖ
Активность, инициативность 99 % 99 %
Исполнительность 76 % 95 %
Адаптивность 72 % 92 %
Умение выстраивать отношения с коллегами 82 % 92 %
Образование 86 % 91 %
Умение "ладить с начальством" 82 % 83 %
Готовность к командировкам 45 % 46 %
Семья 12 % 30 %

Различия в уровне вознаграждения женщин и мужчин

  • Большинство респондентов отмечают отсутствие различий в уровне вознаграждения у женщин и мужчин, занимающих одинаковые позиции в компании.
  • В каждой шестой компании отмечают, что уровень вознаграждения у женщин ниже, чем у мужчин.

Есть ли различия в уровне вознаграждения у женщин и мужчин, занимающих одинаковые позиции в Вашей компании?

  • Различий в уровне вознаграждения нет — 79%
  • Уровень вознаграждения женщин ниже, чем мужчин — 16%
  • Затрудняюсь ответить — 5%

Наличие структур, защищающих интересы женщин

  • В большинстве компаний (86%) отсутствуют структуры, защищающие интересы женщин.
  • У 8% компаний такие структуры есть: женсоветы, профсоюзные комиссии, региональные структуры и пр.
  • Только 4% компании планируют создать подобные структуры в ближайшие 2 года.

Существуют ли в вашей компании какие-либо структуры, защищающие права и интересы женщин?

  • НЕТ — 86%
  • ДА — 8%
  • Затрудняюсь — 6%

Внутренние информационные ресурсы для женщин

Только 8% компаний имеют внутренние информационные ресурсы, ориентированные исключительно на женщин.

Существуют ли в Вашей компании внутренние информационные ресурсы ориентированные исключительно на женщин?

  • НЕТ — 91%
  • ДА — 8%
  • Затрудняюсь — 1%

Программы для женщин/для работающих мам

  • Среди программ для женщин наиболее распространён гибкий рабочий график и медицинская страховка для семьи и детей.
  • Возможность работать из дома один или несколько дней в неделю существует в каждой четвертой компании.
  • Почти пятая часть компаний предоставляет страховое покрытие по беременности и родам.
  • Среди программ, перечисленных самими респондентами, наиболее распространены: оплата части декретного отпуска (с гарантией выхода на работу) и предоставление путёвок в летние детские лагеря.
  • Четверть отпрошенных компаний не предоставляет дополнительных льгот или программ для женщин с детьми.

Какие программы для женщин/женщин с детьми существуют в Вашей компании?

  • Гибкий рабочий график — 49%
  • Мед.страховка для семьи и детей — 30%
  • Возможность работать из дома один или несколько раз в неделю — 25%
  • Другое — 22%
  • Страховое покрытие беременности и родов — 18%
  • Корпоративные ясли для детей/детский сад/школа/кружки — 1%
  • Программ для женщин не предусмотрено — 25%

Программы адаптации после возвращения из декретного отпуска

  • В подавляющем большинстве компаний не существует программ адаптации женщин после возвращения из декретного отпуска.
  • За прошедшие три года существенно снизилась доля компаний, где такие программы были, с 26% в 2008 году до 8% в 2010.

Есть ли в Вашей компании специальные программы, направленные на повышение квалификации/адаптации женщин после того, как они возвращаются из декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком?

200820092010
Программ нет 71 % 85 % 89 %
Программы существуют 26 % 15 % 8 %
Затруднюясь 3 % 0 % 3 %

Дополнительные выплаты при рождении ребенка

  • Более половины компаний практикуют дополнительные выплаты по беременности и родам, сверх установленных трудовым законодательством.
  • 38% производят единовременную выплату при рождении ребенка.
  • 22% предлагают дополнительные ежемесячные выплаты.

Есть ли в Вашей компании выплаты женщинам, дополнительные к обязательным по законодательству, в период отпуска по беременности и родам, и если да, то какие?

  • Единовременная выплата при выходе в декретный отпуск — 38%
  • Ежемесячные выплаты сверх норм ТК — 22%
  • Единовременная выплата при возвращении из декретного отпуска — 3%
  • Дополнительных выплат нет — 45%

Продолжительность декретного отпуска

  • Как и в прошлом году наиболее распространённым сроком декретного отпуска является срок от 12 до 24 месяцев: более 60% сотрудниц не работают от 1 до 2 лет после рождения ребенка.
  • Почти в два раза выросла доля тех, чей декретный отпуск составляет менее года.
  • С 20% до 12% сократилась доля женщин, уходящих в декрет более чем на два года.

Сколько месяцев в среднем женщины в Вашей компании находятся в декретном отпуске?

20092010
1-11 месяцев 13 % 25 %
12-24 месяца 57 % 61 %
25-36 месяца 20 % 12 %
Затрудняюсь 10 % 3 %

Исследование проведено компанией «PricewaterhouseCoopers». (www.pwc.ru)


Рейтинг: 7/100
Читайте также по теме
Обзор рынка рекламы в аэропортах Обзор рынка рекламы в аэропортах
Российские аэропорты обзавелись рекламой, как и...
Обзор рынка он-лайновой рекламы в России Обзор рынка он-лайновой рекламы в России
Сейчас крайне активно происходит развитие российского...
comments powered by HyperComments
Бесплатная юридическая консультация по телефону:

+7 (499) 350-83-24 (Москва)

+7 (812) 627-16-31 (СПБ)

звонок бесплатный
Задать вопрос онлайн