Обратите внимание!
* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .* Позвоните на горячую линию: - -
Описание исследования
Цель
Выявить возможности и проблемы карьерного роста женщин в бизнес сфере, а также рассмотреть динамику карьерных возможностей женщин в 2008-2010 гг.
Характеристика выборки
Руководители отделов кадров крупных отечественных и зарубежных компаний, работающих в России, из них: 29% – сектор услуг и торговли, 25% – финансовая сфера, 17% – производство промышленных товаров, 12% – производство товаров народного потребления, 8% – телекоммуникации и высокие технологии, 5% – энергетический сектор, 4% – другое 68% компаний имеют подразделения в регионах России. Средняя численность сотрудников в опрошенных компаниях 4 400 человек. Около 44% всех сотрудников опрошенных компаний составляют женщины.
Сроки проведения исследования – январь-февраль 2010 года 76 компаний приняли участие в исследовании
Исследование проведено методом заочного анкетирования.
Основные результаты
- В целом доля женщин на руководящих постах за последние три года увеличилась, традиционно высока доля женщин среди главных бухгалтеров, директоров по персоналу и финансовых директоров.
- Женщины работают в одной компании дольше, чем мужчины.
- Для успешного карьерного роста женщин особенно важны исполнительность, адаптивность, умение выстраивать отношение с коллегами.
- В 4/5 компаний нет различий в уровне заработной платы мужчин и женщин, занимающих одинаковые позиции.
- Лишь у 8% компаний есть структуры, защищающие права и интересы женщин.
- Наиболее распространенными программами для женщин (в том числе с детьми) являются гибкий рабочий график, медицинская страховка для семьи, возможность частично работать из дома.
- Почти у 90% компаний отсутствуют программы адаптации/повышения квалификации женщин, вернувшихся из декретного отпуска.
- Более половины компаний производят женщинам дополнительные выплаты при рождении ребенка, сверх установленных трудовым законодательством.
- За последний год заметно увеличилась доля женщин, которые уходят в декретный отпуск менее чем на 12 месяцев.
Доля женщин на руководящих постах
- В целом доля женщин на руководящих постах за последние три года увеличилась.
- Традиционно высокой остается и продолжает расти доля женщин на таких постах как главный бухгалтер, директор по персоналу, финансовый директор.
- Среди директоров по маркетингу доля женщин за последний год несколько снизилась.
- Достаточно низок процент женщин на таких позициях как директор по производству, генеральный директор, председатель совета директоров, президент.
2008 | 2009 | 2010 | |
---|---|---|---|
Главный бухгалтер | 73 % | 76 % | 93 % |
Дир.по персоналу | 63 % | 62 % | 70 % |
Финансовый директор | 28 % | 39 % | 48 % |
Дир.по маркетингу | 24 % | 48 % | 36 % |
1-й зам ген.директора | 15 % | 24 % | 24 % |
Дир.по производству | 20 % | 5 % | 11 % |
Генеральный директор | 9 % | 4 % | 9 % |
Председатель совета директоров | 0 % | 0 % | 4 % |
Президент | 9 % | 0 % | 3 % |
Всего | 32 % | 38 % | 39 % |
Доля женщин среди вновь назначенных и покинувших компанию руководителей
Если в течение прошлого года доли женщин пришедших и покинувших руководящие посты в компаниях были одинаковыми (по 40%), то в текущем году доля женщин покинувших руководящие посты была меньше доли назначенных (26% против 30%).
Ограничение приема женщин на работу
Подавляющее большинство представителей компаний заявило о том, что в их организациях не существует ограничений по приему на работу женщин.
Существует ли в политике по найму Вашей компании такое понятие, как ограничение на прием на работу женщин?
- ДА — 3%
- НЕТ — 95%
- Затрудняюсь — 2%
Продолжительность работы в одной компании и на одной позиции
- Женщины являются более лояльными сотрудниками: в 37% опрошенных компаний они работают в среднем дольше, чем мужчины.
- В 13% опрошенных компаний мужчины меняют место работы реже.
- В то же время в почти половине (43%) опрошенных компаний женщины дольше находятся на одной и той же позиции без продвижения по карьерной лестнице.
Факторы успеха карьерного роста
- По мнению опрошенных, во многом факторы карьерного успеха совпадают у женщин и мужчин, но женщинам в большей степени, чем мужчинам, для успешного профессионального роста необходимы исполнительность, адаптивность, умение выстраивать отношение с коллегами, семья.
- Интересно, что образование оказалось только на пятом месте «по важности» для карьерного роста женщин.
Насколько перечисленные ниже факторы способствуют продвижению по карьерной лестнице женщин/мужчин в Вашей компании?, % респондентов, отметивших фактор, как «крайне важный» и «важный»
М | Ж | |
---|---|---|
Активность, инициативность | 99 % | 99 % |
Исполнительность | 76 % | 95 % |
Адаптивность | 72 % | 92 % |
Умение выстраивать отношения с коллегами | 82 % | 92 % |
Образование | 86 % | 91 % |
Умение "ладить с начальством" | 82 % | 83 % |
Готовность к командировкам | 45 % | 46 % |
Семья | 12 % | 30 % |
Различия в уровне вознаграждения женщин и мужчин
- Большинство респондентов отмечают отсутствие различий в уровне вознаграждения у женщин и мужчин, занимающих одинаковые позиции в компании.
- В каждой шестой компании отмечают, что уровень вознаграждения у женщин ниже, чем у мужчин.
Есть ли различия в уровне вознаграждения у женщин и мужчин, занимающих одинаковые позиции в Вашей компании?
- Различий в уровне вознаграждения нет — 79%
- Уровень вознаграждения женщин ниже, чем мужчин — 16%
- Затрудняюсь ответить — 5%
Наличие структур, защищающих интересы женщин
- В большинстве компаний (86%) отсутствуют структуры, защищающие интересы женщин.
- У 8% компаний такие структуры есть: женсоветы, профсоюзные комиссии, региональные структуры и пр.
- Только 4% компании планируют создать подобные структуры в ближайшие 2 года.
Существуют ли в вашей компании какие-либо структуры, защищающие права и интересы женщин?
- НЕТ — 86%
- ДА — 8%
- Затрудняюсь — 6%
Внутренние информационные ресурсы для женщин
Только 8% компаний имеют внутренние информационные ресурсы, ориентированные исключительно на женщин.
Существуют ли в Вашей компании внутренние информационные ресурсы ориентированные исключительно на женщин?
- НЕТ — 91%
- ДА — 8%
- Затрудняюсь — 1%
Программы для женщин/для работающих мам
- Среди программ для женщин наиболее распространён гибкий рабочий график и медицинская страховка для семьи и детей.
- Возможность работать из дома один или несколько дней в неделю существует в каждой четвертой компании.
- Почти пятая часть компаний предоставляет страховое покрытие по беременности и родам.
- Среди программ, перечисленных самими респондентами, наиболее распространены: оплата части декретного отпуска (с гарантией выхода на работу) и предоставление путёвок в летние детские лагеря.
- Четверть отпрошенных компаний не предоставляет дополнительных льгот или программ для женщин с детьми.
Какие программы для женщин/женщин с детьми существуют в Вашей компании?
- Гибкий рабочий график — 49%
- Мед.страховка для семьи и детей — 30%
- Возможность работать из дома один или несколько раз в неделю — 25%
- Другое — 22%
- Страховое покрытие беременности и родов — 18%
- Корпоративные ясли для детей/детский сад/школа/кружки — 1%
- Программ для женщин не предусмотрено — 25%
Программы адаптации после возвращения из декретного отпуска
- В подавляющем большинстве компаний не существует программ адаптации женщин после возвращения из декретного отпуска.
- За прошедшие три года существенно снизилась доля компаний, где такие программы были, с 26% в 2008 году до 8% в 2010.
Есть ли в Вашей компании специальные программы, направленные на повышение квалификации/адаптации женщин после того, как они возвращаются из декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком?
2008 | 2009 | 2010 | |
---|---|---|---|
Программ нет | 71 % | 85 % | 89 % |
Программы существуют | 26 % | 15 % | 8 % |
Затруднюясь | 3 % | 0 % | 3 % |
Дополнительные выплаты при рождении ребенка
- Более половины компаний практикуют дополнительные выплаты по беременности и родам, сверх установленных трудовым законодательством.
- 38% производят единовременную выплату при рождении ребенка.
- 22% предлагают дополнительные ежемесячные выплаты.
Есть ли в Вашей компании выплаты женщинам, дополнительные к обязательным по законодательству, в период отпуска по беременности и родам, и если да, то какие?
- Единовременная выплата при выходе в декретный отпуск — 38%
- Ежемесячные выплаты сверх норм ТК — 22%
- Единовременная выплата при возвращении из декретного отпуска — 3%
- Дополнительных выплат нет — 45%
Продолжительность декретного отпуска
- Как и в прошлом году наиболее распространённым сроком декретного отпуска является срок от 12 до 24 месяцев: более 60% сотрудниц не работают от 1 до 2 лет после рождения ребенка.
- Почти в два раза выросла доля тех, чей декретный отпуск составляет менее года.
- С 20% до 12% сократилась доля женщин, уходящих в декрет более чем на два года.
Сколько месяцев в среднем женщины в Вашей компании находятся в декретном отпуске?
2009 | 2010 | |
---|---|---|
1-11 месяцев | 13 % | 25 % |
12-24 месяца | 57 % | 61 % |
25-36 месяца | 20 % | 12 % |
Затрудняюсь | 10 % | 3 % |
Исследование проведено компанией «PricewaterhouseCoopers». (www.pwc.ru)