На сегодняшний день для представителей мелкой и творческой буржуазии иметь собственное небольшое дело стало почти так же естественно и, так сказать, комильфо, как чистить зубы два раза в день. Впрочем, надо сказать, что современные предприниматели имеют все меньшие амбиции: они, скорее, воплощают свои нереализованные ранее творческие идеалы, чем покоряют бизнес-олимп, — кто магазинчик винтажных товаров откроет, кто — типографию, кто — фотомастерскую. Подобные предприятия — это, своего рода, дань моде; они не рассчитывают достигать федерального масштаба или миллионных оборотов. Мы же, напротив, хотим в этой статье сосредоточить внимание на предприятиях, которые задают тон в своей сфере рынка.
Для примера, возьмем компанию «Сантехкомплект»: к настоящему моменту она представляет собой целый холдинг производственных и торговых предприятий, который прочно удерживает лидерскую позицию в сегменте поставок сантехнического оборудования. В то же время, это одна из тех компаний, которая строилась с нуля и поднялась на невероятные высоты лишь благодаря многочисленным талантам сотрудников, которые вложили всю душу в ее развитие. В 1992 году, когда был основан «Сантехкомплект», фирмы возникали едва ли не чаще, чем это происходит сейчас, — правда, тридцать лет назад этот процесс, скорее, был обусловлен тем, что население страны пыталось найти альтернативные пути заработка средств для существования, а не модой, о которой шла речь выше. Едва лишь возникнув, немногие компании, разумеется, метили в лидеры рынка — и «Сантехкомплект» тоже в первое время не хватал звезд с неба. Важнее оказались не первоначальные амбиции, а способность руководства, правильно интерпретируя ситуацию на рынке и оценивая сильные и слабые стороны компании, принимать верные решения и добиваться лучших результатов. Скажем, в начале 90-х немногие фирмы, особенно из числа представителей малого бизнеса, задумывались о важности использования информационных технологий в рутинной работе. «Сантехкомплект», напротив, впервые внедрил компьютерную программу для удобства работы с базой данных и обращений меньше чем спустя год со своего основания. Это позволило сразу увеличить оборот бизнеса и стабильно наращивать его, применяя все более новые и современные технологии.
Впрочем, что гораздо важнее, руководство компании всегда прекрасно понимало значимость для своего бизнеса не только технических и материальных, но и человеческих ресурсов. Благодаря тому что, с финансовой точки зрения, компания не просто успешная, а процветающая, она может позволить себе совершать значительные траты во благо сотрудников: с одной стороны, предлагать им достойный уровень материальной компенсации, а с другой — заботиться об их профессиональном и личностном росте, а именно предоставлять возможности повышения квалификации, курсы изучения иностранных языков и различные тренинги, которые помогают работникам добиваться все новых высот. Грамотная мотивация сотрудников, будь то материальные или нематериальные методы, — залог их верности предприятию и качественной работы.