Сегодня – 22 Августа 2017, Вторник
идеи бизнеса
примеры бизнес-планов
исследования
Бизнес-план автошколы

Кризис сильно ударил по автомобильному бизнесу в целом и по сопутствующим направлениям в частности. Люди стали меньше покупать машины и, соответственно, меньше стало клиентов у автошкол. Тем не менее, кризис проходит и рынок восстанавливается. Кто сегодня сможет предложить услуги современной автошколы и за минимальные деньги - тот и будет править рынком.

Большинство автошкол как одна похожи друг на друга. Однако уже открываются и специализированные учреждения — например, женская автошкола, куда дополнительно включены занятия по психологии, VIP-школы, где клиентов будут учить вождению на дорогих иностранных автомобилях и пр.. Еще один перспективный сегмент— курсы по повышению квалификации водителей. Спрос на эти услуги также растет, поскольку люди стали приобретать дорогие спортивные автомобили, к тому же у горожан появляются свободные деньги на обучение.

Подбор помещения под автошколу

Автошкола обязана получить в Министерстве образования Свердловской области лицензию на ведение образовательной деятельности. В лицензионных правилах четко прописаны требования к учебному кабинету, его техническому оснащению, квалификации преподавательского состава. Директора автошкол называют этот этап наиболее сложным и долгим. По разным оценкам, он занимает от четырех до двенадцати месяцев.

Помещение автошколы необходимо согласовать в пожарной инспекции (10 тыс. руб.) и в СЭС (6 тыс. руб.). Его площадь зависит от предполагаемого количества курсантов в группе (в соответствии с нормами их может быть от 15 до 30 человек). На каждого должно приходиться 2,5 кв. м. Основная часть автокурсов располагается в учебных заведениях — школах, училищах, институтах.

И этот вариант является оптимальным: стоимость аренды ниже, покупать учебную мебель не надо. Кабинет в школе обойдется в 10-20 тыс. руб. в месяц. Обычный его размер — 50 кв. м.

По нормам СЭС в таком помещении может учиться 20 человек, но на самом деле число курсантов часто доходит до 30. «Подобную практику в последнее время стала пресекать ГИБДД - во время экзамена смотрят приложение к лицензии, в котором прописано, какое количество курсантов может учить автошкола».

Найти свободные классы сложно — во многих учебных заведениях уже есть автошколы. Подобрать подходящее помещение в офисном здании проще, но аренда 50 кв. м будет съедать 25-50 тыс. руб. в месяц.

Сразу надо выбирать место в соответствии со стратегией развития. Если школа не собирается открывать филиалы, то оптимально расположить ее в центре города, если планирует развивать - то лучше их раскидать по разным районам.

При выборе помещения стоит учесть, что лицензия, в которой указывается адрес, выдается на пять лет, а договор аренды, как правило, заключают на год. Следует заранее прописать в документе, что соб­ственник не против ежегодно продлевать аренду в течение пяти лет».

Комплектация кабинетов автошколы

Автошколе, если она не находится в училище или вузе, потребуются парты (1,2 тыс. руб. за штуку), стулья (по 600 руб.) и учебная доска (6 тыс. руб.). Оснастить класс на 30 человек стоит около 60 тыс. руб.

Необходимое автошколе оборудование перечислено в «Программе по обучению водителей транспортных средств категории В», которую можно получить в Министерстве образования Свердловской области.

Например, в каждой школе должен быть двигатель с навесным оборудованием, задний мост в сборе с тормозными механизмами, коробка передач и другие составляющие машины. Многие из них — в разрезе. Кстати можно купить старенький автомобиль (лучше ВАЗ девятого семейства) за 15-20 тыс. руб. и снять с него запчасти — коробку передач, двигатель, подвеску, руль, панель приборов и др. В результате комплект оборудования обойдется в 40 тыс. руб.

Также потребуется несколько комплектов наглядных пособий: за комп­лект придется отдать 6 тыс. руб.

Подбор сотрудников в автошколу

Автошколе, которая набирает группу из 30 человек каждые два месяца (срок обучения — три месяца), требуется один преподаватель теории и три инструктора по вождению (по десять-двенадцать курсантов на каждого). У преподавателя обязательно должно быть среднее либо высшее техническое образование. Искать сотрудника проще среди педагогов Автомобильного колледжа, многие из них соглашаются подработать. Также сотрудников часто находят по знакомству: В среднем педагог получает по 10-11 тыс. руб. за каждую группу (206 академических часов).

Найти хорошего инструктора по вождению существенно сложнее. Даже рекомендация с прежнего места работы не дает стопроцентной гарантии. Лучше не брать готовых специалистов, а учить их самостоятельно. Хорошо, если инструктор старше 30 лет. Он должен доходчиво объяснять, обладать устойчивой психикой и умением найти подход к каждому курсанту.

Будущий инструктор обязан пройти двухнедельное обучение в Учебно-курсовом комбинате или в СТК № 3 и получить свидетельство мастера (3 тыс. руб). Сотруднику, который дает уроки на соб­ственном авто, платят 4 тыс. руб. за каждого курсанта (32 академических часа), если машина принадлежит школе — 1,7 тыс. руб. плюс около 900 руб. на бензин (из расчета 50 л на ученика).

В штат автошколы лучше принять механика, отвечающего за выпуск автомобилей на линию. Эти обязанности можно возложить на одного из водителей — ему необходимо прослушать курсы по подготовке механиков стоимостью 5 тыс. руб. Зарплата (для школы с тремя машинами) — 3 тыс. руб. У директора должен быть документ об окончании курсов по охране труда (3 тыс. руб.).

Наконец, автошколе необходим администратор. Обычно он 4-6 часов находится на рабочем месте, а остальное время отвечает на звонки по сотовому телефону, номер которого публикуется в рекламных объявлениях. Средняя зар­плата — 7-10 тыс. руб.

Подбор автомобилей в автошколу

К вопросу покупки машин автошколы подходят по-разному. Кто-то считает, что выгоднее брать на работу инструкторов с личным авто, так как если машина не своя, ее не будут беречь. Кроме того на чужом авто вовремя не проходят сервисное обслуживание, экономят на запчастях, машина очень скоро приходит в негодность. Нужно будет платить за стоянку, следить, чтобы авто использовали только по назначению.

Другие, напротив, полагают, что, когда автомобили не принадлежат автошколе, повышается риск неожиданного увольнения инструктора, получившего более выгодное предложение: удержать его нечем, быстро заменить — сложно. Кроме того инструктор всегда слишком бережет личную машину: старается сократить количество учебных часов, тратит больше времени на теоретические объяснения. Слушатели подобное отношение отмечают сразу и остаются недовольны.

Для обучения вождению группы из 30 человек достаточно трех машин. Одна из них, рекомендуют специалисты, должна быть с задним приводом: по статистике, на таких авто желают учиться около 20% клиентов. Цена нового ВАЗ-2105 — 140 тыс. руб.

Остальные машины лучше покупать иностранного производства, считают директора автошкол: при сопоставимых ценах качество существенно выше, импортные авто позволяют привлечь дополнительных клиентов. Идеальными для автокурсов по соотношению цена — качество эксперты называют Daewoo Matiz (190 тыс. руб.) — он экономичен, компактен и очень нравится женщинам-курсантам, Daewoo Nexia (от 245 тыс. руб.) — из-за низкой стоимости запчастей, Renault Logan (от 270 тыс. руб.). Расходы на обслуживание машин — 1,5-2 тыс. руб. в месяц на каждую.

Переоборудовать автомобиль в учебный в лицензированных мастерских стоит 10 тыс. руб. Затем необходимо получить свидетельство в ГИБДД о переоборудовании машины и заново поставить ее на учет с отметкой «Учебный автомобиль».

Покупая машину, обратите внимание на условия гарантии производителя: некоторые из них лишают учебные автомобили гарантийного обслуживания. Однако дилеры иностранных марок, напротив, сами выходят на автошколы с предложением купить авто с сохранением всех гарантийных обязательств».

Десять часов практических занятий по вождению должны пройти на автодроме. Как правило, за использование автодрома курсанты платят сами (150 руб. в час). В Екатеринбурге есть три автодрома, на которых сдают экзамены в ГИБДД, общее число площадок для обучения вождению эксперты оценить не берутся. Автошколы подписывают с владельцем автодрома соглашение, в котором оговариваются стоимость и часы занятий.

Окупаемость инвестиций в автошколу

Наиболее эффективный способ рекламы для новой автошколы — объявления на остановках, столбах и в общественном транспорте, уверены эксперты. На это потребуется 7-8 тыс. руб. в месяц. Около школы, где проходят занятия, стоит установить один-три штендера (2,5 тыс. руб. за штуку плюс 600 руб. в месяц человеку, который будет его выносить). Кроме того потенциальные клиенты, выбирая школу, часто ищут координаты в печатных СМИ.

Рекламировать автошколу можно, только получив лицензию. На набор группы потребуется около месяца. Автошкола с тремя машинами может набирать вторую группу курсантов через два месяца после первой.

Эксперты говорят, что школа приносит прибыль, даже если группа укомплектована не полностью и курсы посещает 20 человек.

Стоимость курсов по городу колеблется от 12 до 16 тыс. руб. Но, как говорят эксперты, при цене в 12 тыс. руб. в ходе обучения собираются дополнительные платежи (к примеру, за бензин, который не включается в стоимость). Окупаться автошкола будет от года до двух. По словам участников рынка, через два года после начала работы поток курсантов станет постоянным.

Автошкола: направления развития бизнеса


Когда первая автошкола нач­нет приносить стабильный доход, участники рынка рекомендуют развивать сеть, открывая курсы в разных районах города. Часть школ кроме филиалов строят и соб­ственные автодромы. Делать это лучше, если в автошколе работает семь-десять машин, чтобы загрузить площадку. Стоимость подобного проекта — около 1,2 млн руб. При цене аренды автодрома 150 руб. в час автошкола с десятью машинами окупит вложения за 1,5-2 года.

Рейтинг: 2/100
Читайте также по теме
Бизнес-план автосалона Бизнес-план автосалона
Рынок иномарок в нашей стране по-прежнему...
Бизнес-план АЗС Бизнес-план АЗС
Инвестировать накопления в бензиновый бизнес —...
comments powered by HyperComments